Исследования показывают, что напоминания с помощью текстовых сообщений улучшают медицинскую практику в сельских районах Африки

Новое исследование, финансируемое Wellcome Trust, показало, что отправка текстовых сообщений-напоминаний медицинским работникам в сельских районах Африки может улучшить выполнение национальных рекомендаций по лечению малярии. Вмешательство привело к тому, что больше пациентов получили точное противомалярийное лечение.

Исследование, опубликованное сегодня в The Lancet, было проведено исследователями из Кенийского института медицинских исследований (KEMRI) – исследовательской программы Wellcome Trust в Найроби.

В Африке соблюдение национальными руководящими принципами лечения малярии медицинскими работниками имеет жизненно важное значение для обеспечения того, чтобы пациенты придерживались и правильно получали лечебные дозы от малярии. Несоблюдение этого требования может не только повлиять на выздоровление пациента от болезни, но также может повысить вероятность того, что паразиты малярии станут устойчивыми к лекарствам. Однако, несмотря на относительно простые инструкции, о несоблюдении медработниками рекомендаций широко сообщалось по всему континенту.

Чтобы помочь улучшить практику медицинских работников, исследователи из исследовательской программы KEMRI-Wellcome Trust провели рандомизированное контролируемое испытание, изучающее влияние отправки текстовых SMS-напоминаний на личные мобильные телефоны медицинских работников.

В течение пяти рабочих дней на мобильный телефон каждого медицинского работника ежедневно отправлялись два текстовых сообщения (одно в 09:00 и одно в 14:00). Тот же процесс повторялся каждую неделю в течение шести месяцев. Сообщения включали как информацию из руководящих принципов, так и вдохновляющие цитаты. Например:

Сообщение первое (утро понедельника):
Проверить ВСЕХ больных детей <5 лет при любых серьезных симптомах! также проверьте температуру, кашель, диарею, бледность & любая другая проблема. Цитировать: "упорный труд побеждает"

Сообщение второе (понедельник, вторая половина дня):
У ребенка появляется ЛИХОРАДКА, когда мать жалуется, или ребенок горячий или температура >= 37 ?? 5 – Пожалуйста, попросите маму, прикоснитесь к ребенку & взять темп! Цитировать: "Дела говорят больше, чем слова"

Сообщение третье (вторник, утро):
ЛЕЧИТЕ с AL * всех детей до 5 лет с массой тела >= 5 кг с Лихорадкой при первом посещении & без серьезных признаков. Цитировать: "Возможность редко ударяет дважды"

* Артеметер-люмефантрин, рекомендованное противомалярийное средство..

Большинство рандомизированных контролируемых исследований из стран с высоким уровнем дохода были сосредоточены на напоминаниях для улучшения приверженности пациентов к лечению, и все исследования оценивали только краткосрочные эффекты вмешательства. Считается, что это первое исследование по оценке использования текстовых сообщений для определения поведения медицинских работников. Исследователи оценили эффективность вмешательства, используя индекс эффективности того, как медицинские работники ухаживали за детьми в клинике, опрашивая матерей детей, когда они покидали клинику, и просматривая истории болезни. Исследование показало, что практика медицинских работников по оказанию надлежащей помощи пациентам с малярией улучшилась на 25%. Это вмешательство привело к значительному увеличению числа пациентов, которые быстро получили противомалярийное лечение в медицинском учреждении и получили правильный совет принимать оставшиеся таблетки, когда они были дома.

Ведущий автор исследования доктор Деян Зуровак говорит: "Это испытание, первое с использованием текстовых сообщений для определения поведения медицинских работников в развивающихся странах, показало, что простое вмешательство, такое как SMS, может улучшить соблюдение медицинскими работниками рекомендаций по лечению малярии на 25%. Обмен текстовыми сообщениями должен дополнять традиционные подходы для поддержки клинического ведения, такие как обучение медицинских работников без отрыва от производства, поддерживающий надзор или распространение рабочих пособий."

Д-р Zurovac и его коллеги считают, что эта схема могла быть успешной, потому что напоминания в текстовых сообщениях обращаются к забывчивости медицинских работников, подчеркивают клиническую важность выполнения задач, описанных в сообщениях, и повышают приоритет выполнения задач, потому что текстовые сообщения представляют собой голос полномочия работодателя медицинских работников (Министерство здравоохранения).

Простота и низкая стоимость обмена текстовыми сообщениями означает, что широкое внедрение вмешательства с использованием этой технологии может быть выполнено быстро и успешно. Например, стоимость текстового сообщения в Кении составляет около 0 долларов США.01, в результате чего стоимость полной подверженности вмешательству составляет 2 доллара США.6 на работника здравоохранения, или 39 000 долларов США, если увеличить число до 15 000 работников здравоохранения во всех сельских учреждениях по всей стране.

Профессор Боб Сноу, возглавляющий исследовательскую группу в Найроби, говорит: "Роль мобильного телефона в улучшении работы поставщиков медицинских услуг, управлении медицинскими услугами и приверженности пациентов к новым лекарствам на большей части Африки имеет огромный потенциал для вовлечения и укрепления здоровья многих людей, которые, несмотря на свою бедность и часто недоступность, тем не менее имеют доступ к связь по мобильному телефону."

Соавтор и руководитель Департамента профилактики и контроля заболеваний Министерства здравоохранения и санитарии д-р Уиллис Ахвале добавил: "Это отличный пример высококачественного исследования, отвечающего неотложным потребностям лиц, реализующих политику, которые постоянно ищут простые и недорогие решения для укрепления слабых систем здравоохранения и обеспечения более качественного ухода за кенийцами. Нам необходимо изучить способы распространения такого вмешательства на всех работников здравоохранения в стране."