Если вы счастливы и знаете это, хлопайте в ладоши! Детям это легко понять, потому что эмоция соответствует движению. Но когда чувства и реакции не совпадают, могут ли дети сказать, что что-то не так?? Новое исследование Университета Конкордия доказывает, что они могут – уже через 18 месяцев.
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Infancy: The Official Journal of the International Society on Infant Studies, исследователи-психологи Сабрина Кьярелла и Дайан Пулен-Дюбуа демонстрируют, что младенцы могут определить, оправданы ли эмоции человека в конкретном контексте. Они доказывают, что младенцы понимают, как значение опыта напрямую связано с последующими выражениями.
Последствия значительны, особенно для лиц, осуществляющих уход. "Наши исследования показывают, что младенцев нельзя обмануть, заставив поверить, что то, что причиняет боль, приводит к удовольствию. Взрослые часто пытаются оградить младенцев от стресса, сделав счастливое лицо после негативного опыта. Но младенцы знают правду: уже в 18 месяцев они могут неявно понимать, какие эмоции связаны с какими событиями," говорит профессор психологии Пулен-Дюбуа.
Для проведения исследования она и кандидат наук Сабрина Кьярелла набрали 92 ребенка в возрасте 15 и 18 месяцев. В лабораторных условиях младенцы наблюдали, как актер прошел несколько сценариев, в которых эмоциональные реакции совпадали с переживаниями, изображенными в пантомиме, или против них (подробнее см. В соответствующем видео). В одном сценарии исследователь проявил несоответствие эмоции, грустив, когда ему подарили желаемую игрушку. В другом она выразила эмоцию, которая совпала с переживанием, отреагировав болью, притворившись, что у нее палец.
Если ты счастлив, малыш это знает
В 15 месяцев младенцы не показали значительной разницы в реакциях на эти события, проявляя сочувствие через выражение лица ко всем грустным лицам. Это указывает на то, что понимание связи между выражением лица после эмоционального переживания – это способность, которая еще не сформировалась на этом этапе.
Однако в 18 месяцев младенцы четко определяли, когда выражение лица не соответствовало опыту. Они проводили больше времени, глядя на лицо исследователя, и чаще проверяли его, когда сидел в комнате с ним сиделщик, чтобы оценить реакцию надежного источника. Они также проявляли сочувствие к человеку только тогда, когда ее грустное лицо было оправдано; то есть только тогда, когда исследователю было грустно или больно, когда она должна была быть.
Кьярелла объясняет, что неизбирательное проявление заботы о грустных лицах младенцев является адаптивным поведением. "Способность распознавать грусть и немедленно реагировать на нее имеет эволюционное значение. Однако, чтобы эффективно функционировать в социальном мире, детям необходимо развивать способность понимать поведение других, делая выводы о том, что происходит внутри, для окружающих."
В настоящее время исследователи изучают, повлияют ли младенцы, контактирующие с эмоционально неблагонадежным человеком, на их готовность помогать или учиться у этого человека.