Мы знаем, что плохая социальная и физическая среда может нанести вред когнитивному и поведенческому развитию маленьких детей, и что развитие часто улучшается в более благоприятных условиях. Новое исследование детей, живущих в детских учреждениях, показало, что раннее вмешательство может помочь маленьким детям развить речь, при этом те, кто попадает под лучший уход к 15 месяцам, демонстрируют языковые навыки, аналогичные детям, воспитанным их биологическими родителями.
Исследование, опубликованное в журнале Child Development, было проведено исследователями из Университета Миннесоты, Университета Огайо, Университета штата Огайо, Университета Вирджинии, Гарвардской медицинской школы и Детской больницы Бостона, Университета Мэриленда и Университета Тьюлейн.
Исследователи изучили более 100 детей, которые участвовали в Бухарестском проекте раннего вмешательства, продолжительном исследовании институциональной и приемной опеки в Румынии. Исторически сложилось так, что учреждения предоставляли очень ограниченные возможности для языкового и социального взаимодействия детей. В этом исследовании около половины детей были помещены в приемные семьи примерно в 22 месяца, в то время как другая половина продолжала жить в детских учреждениях. Около 60 типично развивающихся детей, которые жили со своими биологическими семьями в одних и тех же сообществах, послужили группой сравнения.
"Поскольку институциональный уход был нормой для этих детей, можно было провести естественный эксперимент, сравнивая тех, кто находился на институциональном попечении, с теми, кто был помещен в приемные семьи," по словам ведущего автора Дженнифер Виндзор, профессора кафедры речи, языка и слуха в Университете Миннесоты.
Исследование показало, что дети, которые были помещены в приемные семьи до того, как им исполнилось 2 года, обладали значительно более высокими языковыми навыками в возрасте 3–1 / 2 лет, чем дети, которые оставались в учреждениях по уходу, причем дети, помещенные в приемные семьи к 15 месяцам, демонстрировали языковые навыки, аналогичные группе сравнения. Напротив, у детей, помещенных в приемные семьи после того, как им исполнилось 2 года, наблюдались такие же серьезные языковые задержки, что и у детей, оставшихся в учреждениях.
"Это показывает, что не только переход на качественную приемную семью полезен для этих детей, но и время перехода, по-видимому, важно," по Виндзору.
Полученные данные подчеркивают важность раннего вмешательства, чтобы помочь маленьким детям развить речь. Они также дают представление о родителях, усыновляющих из-за рубежа. "Многие младенцы и дети дошкольного возраста, которые были усыновлены из других стран и приехали в Соединенные Штаты, быстро развивают язык," Виндзорские примечания. "Однако дети старшего возраста, которые жили в условиях плохой заботы, могут подвергаться высокому риску задержки языкового развития."