Новое исследование Вашингтонского университета показывает, что ранняя среда детей оказывает длительное влияние на их реакцию на стресс в более позднем возрасте и что негативные последствия неблагополучной среды в раннем возрасте можно смягчить, но только если это произойдет до 2 лет.
Исследование, опубликованное 20 апреля в Proceedings of the National Academy of Sciences, считается первым, в котором выявляется чувствительный период в раннем детстве, когда на системы реакции детей на стресс особенно сильно влияет окружающая среда, в которой они осуществляют уход.
"Ранняя среда очень сильно влияет на развитие системы реакции на стресс в организме," сказал ведущий автор Кэти Маклафлин, доцент кафедры психологии Университета штата Вашингтон. "Но даже дети, находящиеся в крайне негативном окружении и попавшие в поддерживающую семью, могут преодолеть эти последствия в долгосрочной перспективе."
Исследование сосредоточено на детях, которые провели первые годы своей жизни в румынских детских домах, и на других детях, которые были выведены из детских домов и помещены в приемные семьи. Было обнаружено, что у детей, помещенных в специализированные учреждения, были притуплены реакции системы стресса – например, меньшее ускорение сердечного ритма и повышение артериального давления во время стрессовых задач и снижение выработки кортизола, основного гормона, ответственного за стрессовую реакцию.
Для сравнения: дети, которые были выведены из румынских учреждений и помещены к приемным родителям в возрасте до 24 месяцев, имели реакцию системы стресса, аналогичную реакции детей, воспитываемых семьями в общине.
Результаты показывают, что ранний опыт детей может повлиять на развитие системы реакции на стресс, и что удаление их из неблагоприятной окружающей среды может смягчить такие разрушительные эффекты.
"Институционализация – крайняя форма раннего пренебрежения," Маклафлин сказал. "Помещение детей в благоприятную среду, в которой у них есть чуткие, отзывчивые родители, даже если в раннем детстве ими пренебрегали какое-то время, имеет длительный и значимый эффект."
В 2005 году правительство Румынии приняло закон, запрещающий помещать детей младше 2 лет в специализированные учреждения.
Исследование является частью Бухарестского проекта раннего вмешательства, запущенного в 2000 году с целью изучения влияния помещения в специальные учреждения на развитие мозга и поведения некоторых из тысяч румынских детей, помещенных в детские дома во время правления диктатора Николае Чаушеску.
Исследователи протестировали 138 детей в возрасте около 12 лет из трех групп: тех, кто провел несколько лет в учреждениях, других, которые были выведены из учреждений и помещены в качественные приемные семьи, и детей, выросших в семьях, живущих в районах, прилегающих к учреждениям.
Дети, помещенные в приемные семьи, были переведены в возрасте от шести месяцев до трех лет. Те, кого оставили в учреждениях, оставались там в течение разного времени, прежде чем в конечном итоге были усыновлены, воссоединены со своими биологическими родителями или помещены в государственные приемные семьи после того, как в Румынии была изменена политика в отношении институционализации.
Во время тестов детей просили выполнять потенциально стрессовые задачи, включая выступление перед учителями, получение социальной обратной связи от других детей и участие в игре, которая прервалась на полпути. Исследователи измерили частоту сердечных сокращений, артериальное давление и несколько других показателей у детей, включая кортизол.
У детей, воспитываемых в учреждениях, наблюдались притупленные реакции симпатической нервной системы, связанные с реакцией бегства или борьбы, а также по оси HPA, которая регулирует уровень кортизола. Приглушенная система реакции на стресс связана с проблемами со здоровьем, включая хроническую усталость, болевой синдром и аутоиммунные состояния, а также с агрессией и поведенческими проблемами.
"В совокупности паттерны притупления реакции на стресс у детей, оставшихся в учреждениях, могут привести к повышенному риску возникновения множества проблем с физическим и психическим здоровьем," исследователи пишут.
Маклафлин сказал, что трудно сказать наверняка, почему система реакции детей на стресс притупилась. Возможно, что, поскольку они перенесли такой экстремальный стресс в раннем возрасте, задачи, которые ставили перед ними исследователи, были относительно мягкими по сравнению с ними и, следовательно, не вызвали сильной реакции.
Что еще более важно, сказал Маклафлин, их системы реакции на стресс могли изначально быть гиперактивными на ранних этапах развития, а затем адаптироваться к высоким уровням гормонов стресса за счет уменьшения количества рецепторов в головном мозге, с которыми связываются гормоны стресса.
"Если бы мы смогли измерить их стрессовые системы в раннем возрасте, мы бы ожидали обнаружить очень высокие уровни стрессовых гормонов и стресс-реактивность," она сказала.
Связанное с этим исследование показало, что у детей, воспитанных в детских домах, ткань мозга более тонкая в областях, связанных с контролем импульсов и вниманием, и меньше серого вещества в целом.
Детям, участвовавшим в исследовании, сейчас около 16 лет, и в следующий раз исследователи планируют выяснить, влияет ли половое созревание на их реакцию на стресс. По словам Маклафлина, это может иметь положительный эффект, поскольку половое созревание может представлять собой еще один чувствительный период, когда системы реакции на стресс особенно настроены на воздействие окружающей среды.
"Вполне возможно, что окружающая среда в этот период могла обратить вспять влияние ранних неблагоприятных факторов на систему," она сказала.