Новое исследование показало, что взросление в неблагополучном районе может отрицательно сказаться на развитии мозга детей. Но, по крайней мере, для мужчин позитивное воспитание свело на нет эти негативные эффекты, дав родителям несколько хороших уроков.
Проживание в неблагополучном районе (где больше людей, имеющих низкооплачиваемую работу или безработных, менее образованных и имеющих меньший доступ к ресурсам) может вызывать стресс и связано с психологическими и социальными проблемами у детей и подростков.
Это может происходить из-за ограниченного доступа к таким ресурсам, как качественное образование и медицинское обслуживание, или из-за того, что взрослые в этих районах меньше связаны с местным сообществом и с меньшей вероятностью будут следить за детьми.
Но как неблагоприятное соседство могло привести к проблемам?? В детстве и юности мозг быстро растет и изменяется, что делает его "пластик" или податливые, и восприимчивые к изменению опытом. Таким образом, неблагоприятное окружение может привести к негативным результатам у детей и подростков, если изменить способ развития мозга.
Стресс и мозг
Мы изучили подростков в возрасте от 12 до 19 лет из самых разных районов Мельбурна. Мы исследовали, были ли неблагоприятные условия проживания в районе и социально-экономический статус семьи связаны с развитием и функционированием мозга (включая окончание школы).
Мы обнаружили, что взросление в неблагополучном районе пагубно влияет на развитие мозга подростков, но показатели социально-экономического статуса в семье (например, доход, род занятий или образование) не связаны с развитием мозга.
Наши результаты показывают, что взросление в более неблагополучных районах может привести к замедлению развития коры головного мозга. Кора – это внешний слой мозга, который играет роль почти во всех мозговых процессах, связанных с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, решением проблем, языком, двигательными функциями и социальными способностями.
Изменения в развитии могут быть связаны с повышенным стрессом, связанным с проживанием в неблагополучном районе. Влияние стресса на структуру мозга хорошо известно. Гормоны стресса могут привести к изменениям в развитии мозга, повреждая клетки мозга или нарушая нормальные процессы, посредством которых клетки мозга (и их связи друг с другом) со временем созревают.
Однако важно отметить, что, хотя мы обнаружили, что изменение развития мозга было связано с неблагополучными районами, мы не можем доказать, что одно вызвало другое.
Преодоление недостатков с помощью позитивного воспитания
В нашем исследовании также изучалось, могут ли положительные методы воспитания нейтрализовать любые негативные последствия неблагоприятного положения в районе проживания.
Наше исследование было сосредоточено на родителях, выражающих положительные эмоции и поведение во время разногласий со своими детьми. Такое поведение включало проявление привязанности, комментарии, подтверждающие чувства детей, и использование юмора. Считается, что такое позитивное родительское поведение помогает детям здоровым образом выражать и регулировать свои эмоции.
Ранее мы показали, что способность родителей быть позитивными в случае разногласий с их ребенком является надежным предиктором будущих результатов психического здоровья в подростковом возрасте. Например, подростки, родители которых склонны проявлять более позитивное поведение во время таких взаимодействий, имеют более низкий уровень депрессии.
Мы обнаружили более позитивное воспитание во время разногласий с детьми "буферизованный" некоторые из этих эффектов, но только у мужчин. В частности, взросление в неблагополучных районах не приводило к замедлению развития мозга, если родители ребенка демонстрировали высокий уровень позитивного поведения, как описано выше.
Эти эффекты буферизации были характерны для областей мозга в лобных долях. Эти области мозга важны для регулирования эмоций и поведения, и они являются одной из последних частей мозга, которые созревают.
Важно отметить, что позитивное воспитание, по-видимому, противодействует влиянию соседства, продвигая "обычный" созревание лобных долей. Кроме того, мы обнаружили, что эти положительные изменения в мозге приводят к тому, что мальчики с большей вероятностью заканчивают среднюю школу. Это может быть связано с тем, что нормальное созревание лобных долей помогает подросткам лучше управлять своими эмоциями и поведением.
Непонятно, почему выводы о воспитании детей относились именно к подросткам мужского пола. Одна из возможностей – это время развития лобной доли в подростковом возрасте. Мужской мозг в среднем развивается позже, чем женский.
Возможно, более позднее развитие лобных долей у мужчин делает их более чувствительными к влияниям как негативной, так и позитивной среды в этом возрастном диапазоне.
В качестве альтернативы может оказаться, что самки такие же "чувствительный", но на них влияют другие вещи, которые мы не изучали. Это вероятно, поскольку девочки-подростки чаще страдают депрессией, и это было связано с межличностным стрессом. Важно отметить, что ранее мы показали, что позитивное воспитание защищает девочек от депрессии.
Наши результаты не предполагают, что взросление в неблагополучном районе обязательно означает, что у детей и подростков будут плохие результаты. Скорее есть повышенные риски. Родители могут быть источником поддержки для своих детей, и если они смогут применять позитивные методы воспитания, они могут адаптивно повлиять на развитие мозга своих детей и улучшить результаты.