Ваши 11–12-летние дети ложатся спать позже, а на следующий день спят в школе?? Родители и педагоги, которые замечают плохой сон у своих детей, должны принять к сведению новое исследование Тель-Авивского университета и подготовиться к грядущим более серьезным изменениям.
Проф. Ави Саде из отдела психологии ТАУ предполагает, что изменения в образе сна у детей очевидны непосредственно перед началом физических изменений, связанных с половым созреванием. Он советует родителям и педагогам следить за тем, чтобы дети до полового созревания получали хороший и здоровый сон, в котором нуждается их растущее и изменяющееся тело.
"Для родителей очень важно осознавать важность сна для их развивающихся детей и поддерживать их наблюдение в течение всего подросткового возраста," – говорит Садех, который опубликовал результаты своих исследований в недавнем выпуске журнала Sleep. "Школьное санитарное просвещение также должно предоставлять детям убедительную информацию о том, как недостаточный сон ставит под угрозу их благополучие, психологическое состояние и школьные достижения."
Каждая минута на счету
Результаты исследования, поддержанного Израильским научным фондом, показывают, что в течение двухлетнего периода начало сна у испытуемых значительно задерживалось в среднем на 50 минут, а время сна было значительно сокращено в среднем на 37 минут. У девочек также была более высокая эффективность сна, и они сообщали о меньшем количестве ночных пробуждений, чем мальчики. Для обоих исходный уровень сна предсказывал ускорение пубертатного развития с течением времени. Это говорит о том, что нейроповеденческие изменения, связанные с половым созреванием, могут быть замечены раньше в организации сна, чем в телесных изменениях.
"Биологические факторы оказывают значительное влияние на сон в период полового созревания, хотя психосоциальные проблемы, такие как школьные требования, социальная активность и отвлекающие факторы, также могут привести к развитию плохих привычек сна," он объясняет.
По словам проф. Саде, организация сна-бодрствования претерпевает значительные изменения в период перехода к подростковому возрасту. Эти изменения включают отложенную фазу сна, которая включает в себя тенденцию к более позднему отходу ко сну и более позднему отходу ко сну; более короткий сон, связанный с повышенным уровнем дневной сонливости; и нерегулярный режим сна, который предполагает очень мало сна в будние дни и более продолжительный сон в выходные дни, чтобы компенсировать. Во время взросления подростки также лучше переносят недосыпание или длительное бодрствование.
По выходным
Образцы сна и бодрствования субъективно наблюдались с помощью дневников сна и объективно с помощью актиграфа, который 94 ребенка, участвовавшие в исследовании (10 и 11 лет в начале) носили на запястьях. Оценка повторялась ежегодно в течение двух лет подряд. 82 ребенка выполнили вторую оценку, а 72 ребенка – третью.
Авторы отметили, что в Израиле шестидневная школьная неделя, причем пятница – единственный день, который не следует в школе. Как и ожидалось, были обнаружены существенные различия между сном в пятницу вечером и сном в школьные вечера. По пятницам засыпание откладывалось, время сна увеличивалось, а качество сна было хуже по сравнению с ночами в школе. Эти различия не были связаны со статусом полового созревания или полом, что позволяет предположить, что тенденция к компенсаторному сну в выходные дни относительно стабильна в период раннего подросткового возраста.
"Более глубокое понимание взаимосвязи между сном и пубертатным созреванием может дать новое представление о возникновении уязвимостей для поведенческих и эмоциональных проблем со здоровьем в раннем подростковом возрасте," говорит проф. Садех. "Это может улучшить профилактику и меры раннего вмешательства."