Подростки охотнее выбирают нездоровую закуску, если им показали картинку, например, чипсов или шоколада. Это основной вывод исследования, проведенного среди амстердамских школьников исследователями из Амстердамского и Лейденского университетов. Их результаты еще раз подтверждают негативное влияние рекламы на нездоровый поведенческий выбор детей. Результаты скоро будут опубликованы в журнале Appetite.
Ожидается, что в ближайшие годы уровень ожирения среди голландских детей вырастет. Хотя в настоящее время считается, что каждый седьмой ребенок в возрасте до 13 лет страдает ожирением, именно на эту возрастную группу направлена реклама нездоровой пищи, такой как чипсы и конфеты. Поэтому исследователи изучили возможный основной механизм, лежащий в основе эффектов рекламы и воздействия продуктов на выбор продуктов питания подростков.
В рамках исследования группу подростков из Амстердама в возрасте от 12 до 16 лет попросили выполнить компьютеризированное задание, за которое они могли получить вознаграждение. Во время задания испытуемые могли выбирать между двумя кнопками, одна из которых, например, приводила к изображению чипсов, а другая – к изображению огурца. Пока подростки были заняты нажатием кнопок, на экране то и дело появлялось мультипликационное изображение монстров, которое посредством Павловского кондиционирования ассоциировалось с нездоровыми закусками (чипсы и шоколад) и полезными альтернативами (огурцы и помидоры).
Особенно восприимчивы к нездоровым раздражителям
Результаты показали, что нездоровые стимулы, в данном случае картинки, оказывают сильное влияние на принятие поведенческих решений. Когда показывали монстра, косвенно связанного с чипсами, подростки действительно были более склонны выбирать чипсы. Тот же эффект был достигнут, когда изображение чипсов показывалось напрямую. То же самое происходило и со здоровыми раздражителями, но в целом эффект был менее сильным.
«Наше исследование еще раз подтверждает негативное влияние рекламы нездоровой пищи на поведение детей при принятии решений. Для борьбы с ожирением требуется среда, в которой особое внимание уделяется здоровым альтернативам ”, – говорит Санне де Вит, один из исследователей.
Необходимо провести дополнительные исследования механизма, лежащего в основе поведения при принятии решений. Исследователи полагают, что реакции испытуемых автоматически запускаются внешними стимулами, такими как изображения.